Никакого трэша, качественный контент only

Рецензия giuser'а от 02 июля 2015

Фильмы Верховена представляли собой достаточно яркое явление во времена моей юности. Яркое во всех смыслах. Яркие впечатления после просмотра, яркий визуальный ряд, «яркие» люди на экране, яркие белозубые улыбки и так далее...

Яркость сопровождалась интересом. «Вспомнить все» со Шварцнеггером смотреть было интересно не только из-за самого Арни, но и из-за сюжета. Марсиане, замещенная память, нано-технологии — все это весьма впечатляло изголодавшийся ум пост-советского подростка. Волею судеб сложилось, что следующим фильмом Пола, который мне довелось посмотреть, стал «Шоугелз» 1995 г.в. И потом «Звездный десант». И лишь потом «Основной инстинкт», который был выпущен раньше последних, в 1992 году. Но о романтике поговорим отдельно позже. Сейчас о фантастике.

Джонни Рико, классический голливудский мальчик, трансформирующийся в мужчину, с белыми зубами и безукоризненным пробором. Любит девушку по имени Кармен Ибаньез. Она тоже обладает белыми зубами, кукольной внешностью, большими глазами и всем прочим, чем должна обладать современная голливудская леди, чтобы хорошо смотреться на большом экране. Она тоже любит Джонни.

Еще есть рыжая бестия Диззи Флорес. Она тоже любит Джонни. Но Джонни не любит ее. Потому она не любит Кармен.

Так с этим разобрались, поехали дальше. Хотя дальше, собственно, ехать некуда. Злобные инопланетные монстры, зависающие хрен знает где на каких-то астероидах, внезапно взбесились и решили уничтожить человечество. Видимо они долго думали и решили, что негоже сосуществовать вместе столь не похожим друг на друга видам. В пределах вакуума нашей солнечной системы.

Ну и на фоне всеобщей военной мобилизации, сплочения американских наций перед лицом столь охрененной опасности разворачивается любовная драма вышеописанного треугольника. Кармен рвется летать и, поскольку, она умная, ей предоставляют эту возможность. Вскоре она поднимает в воздух сухой суперджет большой космический корабль. Собственно, этот корабль будет первым пострадавшим от межпланетной военной агрессии свихнувшихся жуков-монстров.

Джонни завалил тест Тьюринга, поэтому максимум, что ему светит — это элитный стройотряд с гордым наименованием звездный десант. Летать придется только в транспортах, в полной боевой выкладке и обязательно в горячие точки. Где есть целая куча шансов поджарить свою задницу. Или лишиться какой-нибудь важной конечности. Или даже двух. Но Джонни патриот свое страны, а патриот должен доказать свое право на гражданство путем служения в армии. Даже если что оторвет — не страшно.

Диззи попадает на соседнюю койку с Джонни. Сексуального контекста здесь — ноль целых, ноль десятых. Ибо койка находится в солдатских казармах. Диззи все-таки, по моему скромному мнению, поумнее Джонни. Поэтому она здесь не из патриотических соображений, а по зову сердца. Ну любит она Джонни. Вот такие вот вкусы у женщин.

Отдельно стоит сказать про быт звездной десантуры. Моются мальчики и девочки у них совместно. Здесь тоже сексуального контекста ноль целых, ноль десятых. Привыкли, видимо. Дерутся тоже на равных. В туалет ходят.... Не знаю как, не показали. Что считаю упущением со стороны режиссера. Ну а в целом и общем все это — эдакая солдатская утопия.

А дальше воюют с жуками, меняют объекты романтических пристрастий, кто-то гибнет, остальные продолжают воевать с жуками. И так весь фильм.

Я долго не мог понять, следует воспринимать данное кино всерьез или это просто такой классный стеб. Стеб над патриотическим угаром, милиторизованностью, военным обществом, штампами кинематографа и прочим. С одной стороны — вроде стеб, с другой — ну не может же стеб быть таким натуральным? Еще несколько смущало то, что роман поставлен по одноименному произведению Роберта Хайнлайна. А Хайнлайн, при всем моему уважении к нему, как к многогранному, глубокому писателю, все-таки ярый ура-патриот. И всячески педалирует эту тему в своих произведениях. Хотя конкретно это я не читал.

И вот не так давно я наткнулся на любопытный факт о фильме. Пол Верховен самолично признается в том, что не смог дочитать книгу Хайнлайна до конца. Она показалась ему «слишком скучной». Стало понятно, что кино стопроцентный стеб. От начала и до конца. В свете этого и будем рассматривать ленту далее.

Сарказм здесь присутствует буквально в каждой детали. Сарказм над голливудом, как таковым. Полумальчики, полумужи, сверкающие белозубой улыбкой на идеально ровном лице. Боевой шлем удачно все это оттеняет и придает брутальности. Девушки с внешностью модели бегают по полям сражений и метают гранаты за горизонт астероида. При этом умудряются сохранить цветущий внешний вид и прическу, разумеется.

Сарказм над милитаризованным обществом. В фильме присутствуют отсылки к нацистской пропаганде и нацистскому же обществу. Собрание военных чинуш очень напоминает съезд НСДАП гитлеровской германии. Униформа очень похожа на таковую за авторством Хьюго Босса. Рекламные ролики абсурдны для человека адекватного, но очень реальны для мозгов, промытых пропагандой.

На мой взгляд Верховен здесь очень тонко и мастерски раскрывает проблемы подобного подхода к формированию социума, исподволь ставя любопытные вопросы. Например, почему на фоне владения всяческими лазерами и огромными космическими кораблями, человечество не сбросит ядреную бомбу на этот астероид с жуками к чертям собачьим? И войне конец, по идее.

Но дело как раз таки в том, что военизированному обществу нужно воевать. Постоянно. Люди всегда должны помнить, что есть внешний враг и он беспощаден. Поэтому и бросаются солдаты в мясорубку сражений, льются реки крови, постоянно требуются добровольцы. Оставшиеся дома разъярены, все их мысли нацелены на ведущуюся войну и отвлечены от прочих философских вопросов. Ибо некогда. Заметьте, что фильм не завершается каким-либо выводом. То есть, это просто зарисовка, как оно может быть. И насколько это отвратительно по сути.

Очень ржачный момент с военной «элитой», в частности с бывшим одноклассником наших героев Карлом Дженкинсом. Как можно понять, в этой современной армии очень ценятся экстрасенсорные способности (опять отсылка к нацистской германии). Поэтому людей, обладающих оными, очень ценят и сразу дают им высокие звания, кабинет и секретаршу. И вот когда этот самый Карл Дженкинс, будучи телепатом по фильму, подходит к жуку-мозгу, возлагает на него руку, долго прислушивается к собственным мыслям и потом громогласно извещает всю армию, что: «Он боится!», - это мега ржачно! Поскольку сразу возникает вопрос: а нафига вы, бравые телепаты, нужны вообще, да еще и в командовании? Если ничего, кроме констатации факта, что захваченный в плен жук боится, из себя выдавить не можете.

Про актерскую игру. Про это говорить особо нечего. В большинстве своем полный фуфел. Главный герой (Каспер Ван Дин) как актер — никакой. Лубочный, плоский и пресный как лист бумаги (жевал в детстве). Впрочем, видимо, он четко выполняет указания режиссера, имеет идеальный пробор и стремительный вид в армейской униформе.

Дениз Ричардс из той же оперы. Личико хорошо выглядит крыпным планом, ну и ладно. Зачем его уродовать каким-то эмоциями? Вообще вид Кармен Ибаньез за все время просмотра фильма у меня вызвал к жизни две ассоциации: первую, что она неплохо бы смотрелась в порнофильмах, как раз подходящий накал эмоций и выражение лица то, что нужно. И может быть даже где-то я ее уже видел... И вторую. Рассказ приятеля: - Стою я, значит, у развала с книгами, рассматриваю всякие ученики по психологии, бизнес-пособия и т. п. Тут мой взгляд падает на книгу с характерным наименованием: «Сексология для подростков». Я должен сказать, что не подросток и подобными вещами не интересуюсь обычно. Тут просто бросилась в глаза фамилия автора: «Доктор Ибаньез»

Ну а вот Дина Мейер это совершенно другой коленкор! В отличие от остальных главных героев у нее наблюдаются способности к какой-никакой, но — актерской игре. Плюс у нее живое личико, на которое приятно посмотреть, а не маска из папье-маше с удивленными глазками. Вьющиеся волосы опять же. В кадре смотрится органично, играет достоверно, единственный вопрос, который возникает — нафига ей, собственно, сдался этот самый Джонни Рико?

Из героев второго плана можно отметить Майкла Айронсайда — бывшего учителя Джонни, а потом его командира, будучи уже десантником. Жесткий такой товарищ, знающий что к чему не без чувства юмора. Фильм, безусловно, выиграл от его присутствия в нескольких сценах.

Ну и Клэнси Браун, сыгравший роль наставника-сержанта в школе подготовки десанта. Классический, правильный такой наставник для производства настоящих мужчин. Новички под его чутким руководством либо быстро осознают, что они не в детский сад попали, и начинают заниматься делом, либо выбывают с позором. Или с облегчением.

Резюмирую. Пол Верховен снял замечательное кинцо-коктейль. Взял и намешал в одну кучу штампы про инопланетян-захватчиков, философско-социальные вопросы милитаризма, плюс стеб над киноиндустрией. И щедро сдобрил это суровыми романтическими чувствами на фоне экшна, месилова и рек крови. Получилось вполне прикольно. Даже явная топорность во многих сценах, как мне кажется, сделана специально для усиления эффекта.

Короче смотрите, вполне можно.